Авторизация Разделы
Портал государственных и муниципальных услуг Курской области
Портал государственных услуг РФ
Оценка населением эффективности деятельности руководителей
Меры поддержки сельхозкооперации
Каталог сельхозпродукции
Портал «Светлая страна»
Информация о плановых отключениях электроэнергии
Информация о плановых отключениях электроэнергии
Прокуратура разъясняет
Услуги росреестра в электронном виде
Справочные материалы
Данный раздел содержит справочные материалы по всем возможным тематикам и направлениям развития и совершенствования муниципального образования.


<< Назад Версия для печати
 
Детская тревожность
Город Железногорск

(Из опыта работы педагога-психолога стационарного отделения – социальный приют для детей и подростков  Литвиновой Т.Е.)

        Работая  в стационарном отделении -  социальный приют для детей и подростков, я сталкиваюсь с различными проблемами в интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сферах несовершеннолетних. Но самой актуальной проблемой является большое число эмоционально неустойчивых, тревожных  детей. Процентный показатель таких несовершеннолетних, поступающих к нам в приют, составляет, в среднем 70%.

        Возможно, это связано с нестабильностью и опасностями современной жизни: катастрофы, катаклизмы природных явлений, неблагоприятные экономические ситуации и т.д. Подобного рода травмирующая информация порождает общую тревогу.

Но на ряду с явными и понятными причинами тревоги, существуют и скрытые, не очевидные для взрослых. С которыми чаще всего и приходится иметь дело психологу.

         В психологии под тревожностью понимается «устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени», переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности ( Прихожан А.М.).

        Из опыта работы могу сделать вывод, что основными причинами нарушения эмоционального состояния, высокого уровня  тревожности, поступающих в приют детей, как правило,  является  травмирующая ситуация (помещение в приют, расставание с родными, с привычным образом жизни и т.д.) или  хронические психотравмирующие воздействия (асоциальный образ жизни родителей, неправильное воспитание в семье, негативное отношение со стороны окружающих и т.д.).  Преодоление трудностей, с одной стороны, позволяет ребенку накопить бесценный жизненный опыт, но с другой стороны -  травмирует и невротизирует  его.

         В своей профессиональной деятельности я сталкиваюсь в основном с двумя видами детской тревожности:

         Тревожность как качество личности.

         Тревожность как фон жизни присуща ребенку-астенику, который в принципе склонен воспринимать жизнь скорее пессимистично. Чаще всего такой подход к жизни перенимается ребёнком от близких. Пообщавшись с родителями, можно увидеть до какой степени дети походят на них. Здесь сложно понять до конца, что в поведении ребёнка является результатом воспитания, а что передаётся по наследству. Скорее всего многое зависит от врождённого типа реагирования нервной системы.

            Ситуативная тревожность.

            Эмоциональный дискомфорт связан с какой-то конкретной ситуацией. Сюда же можно отнести и школьную тревожность, когда ребёнка беспокоит всё, что связано со школой.

           В своей коррекционно-реабилитационной деятельности  я использую  следующие психологические принципы для стабилизации эмоционального состояния и уровня тревожности детей :

    -  даю возможность ребёнку выговориться, поделиться своими страхами, тревогами, беспокойствами;

     -  использую приёмы  арттерапии и игротерапии ( рисование и разыгрывание пугающих ребёнка ситуаций);

      -  стараюсь создать ситуации  успешности, способствующие  повышению чувства уверенности в себе, самооценки;

       -  создаю условия и возможности для выхода повышенной активности и агрессивности ребёнка.

             Хочу дать и  несколько   рекомендаций для взрослых, способствующих нормализации эмоциональной сферы ребёнка:

       Необходимо понять и принять тревогу ребенка.

       Помочь ребёнку преодолеть тревогу, т.е. создать условия, в которых ему будет наиболее благоприятно.

       Не делать что-то вместо ребёнка, а делать вместе с ним.

       Быть самим более оптимистичными, чаще улыбаться, создавать чувство стабильности, позитива в будущем.

       В любой ситуации,  даже с негативным исходом,  искать плюсы,  по принципу «нет худа без добра».

 


Создан: 22.11.2012 14:25. Последнее изменение: 22.11.2012 14:25.
Количество просмотров: 1153